И.Ю. Полянский. Танец маленьких спирохет. Театральное санитарное просвещение и венерические болезни в Советском Союзе в 1920-30-е гг.
В докладе рассматриваются антивенерические театральные представления в качестве средства борьбы против венерических болезней в СССР в 1920-30-е гг. Речь идет о так называемых «санитарных судах», а также пьесах агитационного характера, которые были поставлены на сцене Московского театра санитарной культуры. В связи с этим освещаются следующие вопросы: с помощью каких образов, героев и сюжетов передавалось знание о венерических болезнях на сцене? Какие жанровые традиции и средства коммуникации были при этом использованы? Как реагировали зрители и критика на театральные постановки? Доклад написан на основе архивных документов, избранных текстов санитарных судов и драм о венерических болезнях, а также отзывов и рецензий на пьесы в печати.
14 апреля 2020. О.Н. Косенко. Пропаганда гигиены и театральная биополитика в Советском Союзе в 1920-40е гг. Московский театр санитарной культуры как фабрика нового человека.
В докладе будет представлен проект, в котором изучаются функция и действие официальной советской пропаганды в первые три послереволюционные десятилетия на примере театральных инсценировок болезней и здоровья. Одна из целей новой власти в попытке создания «нового человека» состояла как в духовном, так и в физическом обновлении и гигиенической «оптимизации» масс. Для этой цели с начала 1920х гг. в открытых театрах, клубах, фабриках, колхозах и читальнях для рабочих и крестьян устраивались живые газеты, агитационные суды и пьесы на социально-медицинские темы. Подавляющая часть этих театрализованных представлений была организована органами Народного комиссариата здравоохранения. С 1925 г. театральная санитарная пропаганда была централизована в рамках новообразованного Московского театра санитарной культуры. Этот театр и находится в центре внимания проекта. Хотя политическое значение популяризации и инсценировки знаний в области гигиены в СССР не раз являлось предметом исторических исследований, использование театрального искусства в целях «ликвидации санитарной неграмотности» населения все еще не нашло специального рассмотрения. Тем не менее, театр предлагал возможность непосредственного диалога со зрителем. Более того, театр, как форма искусства, подразумевающая использование актером своего тела, казался будто специально созданным для передачи гигиенических знаний о теле. Этот междисциплинарный проект, находящийся на стыке истории медицины и театроведения, призван выявить на различных уровнях возможности и границы театральной медикализации и биополитики с точки зрения как меняющихся течений в искусстве (производственное искусство, фактографическая проза, социалистический реализм), так и социально-медицинских концепций (профилактическая медицина, коллективная рефлексология, театральная терапия и др.).
Косенко Оксана Николаевна, к.и.н. – получила образование историка-архивиста в Уральском государственном университете, в 2010 г. защитила кандидатскую диссертацию по архивоведению в Историко-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета, в 2015 г. – диссертацию (PhD) по новой и новейшей истории в Свободном университете Берлина. В 2004-2009 гг. научный сотрудник Государственного архива Российской Федерации, в 2013-2018 гг. научный сотрудник Саксонской академии наук в Лейпциге в проекте «Российско-германские научные связи в области медицины, химии и фармации в XIX в.», с 2018 г. научный сотрудник Института истории, теории и этики медицины Ульмского университета.