21 апреля 2020 года. 14-00. О.Б. Христофорова Одержимость: народные концепты и их перевод на «язык медицины»
Существует расхожее представление, что с появлением клинической медицины так называемые «одержимые», «бесноватые» были выведены из-под опеки церкви и стали объектом заботы светских докторов. Соответственно, сузилась область распространения самого понятия «одержимый» – в своем буквальном значении оно встречается, пожалуй, только в прицерковной среде, а также в массовой культуре; в любом случае – где-то за гранью рациональной нормы, в области воображаемого (будь то религиозное воображение, художественная фантазия или патология). Но все это касается – о чем часто забывают – лишь современной западной культуры. Похожие явления существовали и до сих пор существуют в разных частях ойкумены, где понимаются, с одной стороны, сходным образом – как одержимость духами, с другой же – совершенно по-разному: различаются характеристики вселяющихся духов, отношение общества к одержимым, социальная роль этого состояния и т.д. Эти вернакулярные концептуализации составляют не только этнографический интерес – в глобализирующемся мире произошло «перемешивание» культур, и западным медикам приходится иметь дело с последствиями этого процесса. Эта область контакта разнообразных (иногда взаимоисключающих) представлений о здоровье и болезни, диагностике и лечении, телесном и духовном – одна из сфер интереса медицинской антропологии. Представители этой междисциплинарной области многое сделали для «смягчения» процессов медикализации иного, не похожего не европейский, опыта. В частности, это можно видеть на примере концептуализации «одержимости» в современном медицинском дискурсе.
В докладе будет рассмотрено, во-первых, что стоит за концептом «одержимости» в разных культурах и как можно типологизировать эти разнообразные представления; во-вторых, как менялось понимание этого концепта в западной медицине на протяжении ХХ века.
Христофорова Ольга Борисовна
доктор филологических наук
Директор Центра типологии и семиотики фольклора и профессор Центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета, ведущий научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Окончила кафедру этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1992), аспирантуру (1996) и докторантуру (2004) Института высших гуманитарных исследований РГГУ. В сфере научных интересов – медицинская антропология; около 10 лет читает учебный курс по этому предмету в РГГУ. Автор 200 научных работ, в том числе 4 книг, среди которых: Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: РГГУ; О.Г.И., 2010; Одержимость в русской деревне. М.: Неолит, 2016.