Разработка научно обоснованного прогноза развития региональной системы охраны здоровья населения Кемеровской области на период до 2024 года и дорожной карты реформирования здравоохраненияКемеровской области

О проекте

Проект «Разработка научно обоснованного прогноза развития региональной системы охраны здоровья населения Кемеровской области на период до 2024 года и дорожной карты реформирования здравоохранения Кемеровской области» реализуется в 2019 году под личным патронатом вице-губернатора Кемеровской области Е.И. Малышевой. Основным партнёром проекта выступает Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко».

Стратегической целью проекта является обеспечение опережающих темпов развития и конкурентоспособности экономики и социальной сферы, а также достижение лидирующих позиций по уровню и качеству жизни населения.

Для реализации стратегической цели проекта должен быть разработан научно обоснованный проект по реформированию региональной системы охраны здоровья населения Кемеровской области на период до 2024 года, с учетом «Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года» и на её основе построена дорожная карта реформирования здравоохранения Кемеровской области до 2024 года.

Е.И. Малышева
Е.И. МалышеваВице-губернатор Кемеровской области

Задачи проекта

1
Провести анализ изменения показателей здоровья населения Кемеровской области (в разрезе муниципальных образований) в динамике за 2007-2017 гг., в т.ч. тенденции рождаемости; смертности и резервы её снижения; динамики средней продолжительности жизни; тенденции общей заболеваемости.
2
Провести оценку существующей системы организации медицинской помощи и поддержки пациентов в период лечения, в т.ч. системы взаимодействия региональной системы здравоохранения Кемеровской области с медицинскими организациями соседних субъектов Российской Федерации, а также с федеральными медицинскими учреждениями.
3
Провести оценку организации профилактической работы с населением Кемеровской области и выявить основные механизмы повышения мотивации населения к ведению здорового образа жизни и формированию ответственного отношения к собственному здоровью в динамике за 2010-2018 гг.
4
Провести анализ эффективности специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в Кемеровской области, включая ключевые индикаторы ее эффективности; организационную модель организации такой помощи населению; процессы маршрутизации пациентов в действующих социально-экономических, климатических и транспортно-географических условиях.
5
Осуществить расчет прогнозных показателей (до 2024 года) потребности населения Кемеровской области в объемах первичной медико-санитарной, стационарной, амбулаторно-поликлинической (в т.ч. профилактической), медицинской помощи и соответствующих материальных (число больничных коек) и кадровых (для поликлинического звена) ресурсов в разрезе муниципальных образований, городов и в целом по области на примере следующих нозологий: внебольничная пневмония и пневмония, связанная с оказанием медицинской помощи; ишемическая болезнь сердца, стенокардия; гипертоническая болезнь.
6
Разработать адаптированные для Кемеровской области (с учетом её региональных особенностей) дифференцированные по возрастным группам населения нормативы потребности в медицинской помощи на примере следующих нозологий: внебольничная пневмония и пневмония, связанная с оказанием медицинской помощи; ишемическая болезнь сердца, стенокардия; гипертоническая болезнь.
7
Разработать перспективную модель (реструктуризации) сети медицинских и медико-социальных учреждений Кемеровской области с учетом интегрированной системы организационно и функционально взаимосвязанных и взаимодополняющих учреждений с приложением карты медико-экономических зон Кемеровской области.
8
Подготовить научно-обоснованный комплекс мер по изменению организации работы медицинских учреждений, системы управления и финансирования до 2024 года, необходимых для роста доступности, своевременности, этапности, преемственности и эффективности медицинской и медико-социальной помощи населению Кемеровской области.
9
Подготовить паспорта пилотных проектов.
10
Разработать дорожную карту Кемеровской области по направлениям.

Кемеровская область: здравоохранение

В соответствие со Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2025 года (утверждена Законом Кемеровской области от 11 июля 2008 года № 74-ОЗ (в ред. Законов Кемеровской области от 02.11.2012 № 104-ОЗ, от 21.03.2018 № 11-ОЗ)), а также с учетом проекта Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года, стратегической целью является обеспечение опережающих темпов развития и конкурентоспособности экономики и социальной сферы, а также достижение лидирующих позиций по уровню и качеству жизни населения. В условиях кризиса и растущего дефицита ресурсов для выполнения показателей здоровья населения, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204-ФЗ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ожидаемая при рождении продолжительность жизни; смертность населения без показателей смертности от внешних причин; численность населения) представляется необходимой серьезная коррекция политики в области здравоохранения.

Image
До недавнего времени в Кемеровской области (как и в Российской Федерации в целом) основной упор делается на медицинскую помощь, роль которой в здоровье населения оценивается экспертами в пределах 20-35%. При этом приоритет имеет самая высокозатратная высокотехнологичная помощь. Данный подход до последнего времени обеспечивал определенные положительные результаты (например, позволил Кемеровской области снизить смертность населения до 14,1 человека на 1000 населения в 2017 году (в 2016 году – 14,3 чел. на 1000 населения); младенческую смертность до 6,9 младенцев на 1000 рожденных живыми в 2017 году (в 2016 году – 7,3 чел. на 1000 родившихся живыми)). Однако, имеющихся ресурсов в системе здравоохранения для значительного изменения ситуации в Кемеровской области нет.
 
 
 
Для дальнейшего улучшения ситуации необходима межведомственная, межуровневая координация усилий, а именно - создание в Кемеровской области единой, централизованно управляемой системы охраны здоровья населения и здравоохранения. Влияние эффективности такой системы на здоровье населения оценивается экспертным сообществом значительно выше - от 45 до 60%. В её рамках существующая система оказания медицинской помощи должна быть усилена эффективным и общедоступным первичным звеном и интегрирована с другими направлениями охраны здоровья (в том числе репродуктивного), реализуемыми другими заинтересованными государственными и муниципальными органами и представителями федеральных министерств и ведомств с целью обеспечения «немедицинских факторов» здоровья населения: общественной безопасности, экологического, противоэпидемического и санитарно-гигиенического благополучия, санитарного просвещения населения и его приверженности здоровому образу жизни, обязательного учета фактора здоровья населения при принятии решений в градостроительстве, в развитии инфраструктуры, в правоохранительной практике, в образовании, в социальной сфере и промышленной политике.
Стоит отметить, что в Кемеровской области система первичной медико-санитарной помощи, которая, по определению ВОЗ, связывает социальную эпидемиологию и первичное медицинское обслуживание, и является основанием в определении приоритетов деятельности всей системы здравоохранения до сих пор не развита.
 

Еще одной важной проблемой является тот факт, что в настоящее время в системе ОМС России страховщики (ФФОМС, ТФОМСы, СМО) освобождены от задачи управления рисками организации медицинской помощи застрахованным. Риски организации помощи переложены на самих пациентов, которые вынуждены самостоятельно искать нужное лечебное учреждение, что ведет к бессистемности и хаотичности обращений за медицинской помощью и соответственно – к падению её своевременности, доступности и эффективности, к высокому уровню осложнений и жалоб, низкой удовлетворенности населения системой ОМС и к необоснованному росту расходов на оплату медицинской помощи. Между тем в условиях используемой в современной России так называемой «страховой» модели финансирования медицинской помощи управление страховщиком рисками организации медицинской помощи и поддержка пациентов в период лечения – ключевой инструмент эффективности помощи, снижения затрат и удовлетворенности застрахованных. У различных медицинских организаций очень разные уровни компетенции по лечению разной патологии, при этом ни одна медицинская организация не способна оказать весь спектр услуг, и для доступности, своевременности, этапности, преемственности и эффективности медицинской помощи нужна система её организации, а также поддержки пациентов в период лечения.

Важнейшим условием эффективного социально-экономического развития Кемеровской области является создание единой, централизованной управляемой региональной системы охраны здоровья населения, состоящей из четырех взаимосвязанных базовых подсистем:

  • система оценки, контроля и принятия решений (государственных, межведомственных, межотраслевых и межуровневых) по снижению наиболее значимых факторов риска для здоровья населения;
  • общедоступная система первичной медико-санитарной помощи;
  • региональная сеть лечебно-профилактических и медико-социальных учреждений, соответствующая объективным потребностям населения в медицинской и медико-социальной помощи;
  • система специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;
  • система организации медицинской помощи и поддержки пациентов в период лечения.

Актуальность проекта обусловлена сложностью проектирования и высокой затратностью такой системы. Более того в ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области важно, чтобы реформа здравоохранения осуществлялась на основе научно-обоснованных и взвешенных управленческих решений и в короткие сроки продемонстрировала позитивные результаты.

Результаты проекта

анализ

оценка

расчет

Разработка

 

Проведен анализ изменения показателей здоровья населения Кемеровской области (в разрезе муниципальных образований) в динамике за 2007-2017 гг., в т.ч. тенденции рождаемости; смертности и резервы её снижения; динамику средней продолжительности жизни; тенденции общей заболеваемости.
Проведена оценка существующей системы организации медицинской помощи и поддержки пациентов в период лечения, в т.ч. системы взаимодействия региональной системы здравоохранения Кемеровской области с медицинскими организациями соседних субъектов Российской Федерации, а также с федеральными медицинскими учреждениями.
Проведена оценка организации профилактической работы с населением Кемеровской области и его мотивирования в здоровом образе жизни в динамике за 2010-2018 гг.
Проведен анализ эффективности специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в Кемеровской области, включая ключевые индикаторы ее эффективности; организационную модель организации такой помощи населению; процессы маршрутизации пациентов в действующих социально-экономических, климатических и транспортно-географических условиях.
Осуществлены расчеты прогнозных показателей (до 2024 года) потребности населения Кемеровской области в объемах первичной медико-санитарной, стационарной, амбулаторно-поликлинической, (в т.ч. профилактической) медицинской помощи и соответствующих материальных (число больничных коек) и кадровых (для поликлинического звена) ресурсах в разрезе муниципальных образований, городов и в целом по области по следующим нозологиям: внебольничная пневмония и пневмония, связанная с оказанием медицинской помощи; ишемическая болезнь сердца, стенокардия; гипертоническая болезнь.
Разработаны адаптированные для Кемеровской области (с учетом её региональных особенностей) дифференцированных по возрастным группам населения нормативов потребности в медицинской помощи по следующим нозологиям: внебольничная пневмония и пневмония, связанная с оказанием медицинской помощи; ишемическая болезнь сердца, стенокардия; гипертоническая болезнь.
Разработана перспективная модель развития (реструктуризации) сети медицинских и медико-социальных учреждений Кемеровской области с учетом необходимости формирования единой интегрированной системы организационно и функционально взаимосвязанных и взаимодополняющих учреждений и с приложением карты медико-экономических зон Кемеровской области на основе результатов анализа соответствия существующей медицинской инфраструктуры, и её финансирования потребностям населения в медицинской помощи и обеспечения её территориальной (транспортной), организационной, технологической и финансовой доступности.
Подготовлен комплекс мер по изменению организации работы медицинских учреждений, системы управления и финансирования до 2024 года, необходимых для роста доступности, своевременности, этапности, преемственности и эффективности медицинской и медико-социальной помощи населению Кемеровской области.
Подготовлены паспорта пилотных проектов: 1) по созданию системы охраны здоровья населения по трём нозологиям (внебольничная пневмония и пневмония, связанная с оказанием медицинской помощи; ишемическая болезнь сердца, стенокардия; гипертоническая болезнь), требующим централизованного управления и межведомственной, межотраслевой и/или межуровневой координации; 2) по созданию современной системы первичной медико-санитарной помощи в трёх типовых медико-экономических зонах, указанных Заказчиком: город; пригородный район; район, удаленный от города; 3) по созданию единой системы организации медицинской помощи и поддержки пациентов в период лечения.
Разработана дорожная карта Кемеровской области по направлениям: 1) реформирование сферы здравоохранения, первичного звена, направленное на повышение доступности и качества медицинского и социально-медицинского обслуживания населения; 2) программа повышения эффективности деятельности экстренной медицинской помощи; 3) реформирование организации специальной и высокотехнологичной медицинской помощи; 4) совершенствование системы подготовки кадров для здравоохранения, социальной защиты населения и охраны здоровья; 5) региональная программа лекарственного обеспечения.
В целях популяризации результатов реформирования системы здравоохранения Кемеровской области, должен быть разработан информационный сайт проекта, на котором размещаются аналитические, информационные материалы по проекту, экспертные позиции, а также могут проводиться различные социологические опросы населения и работников системы здравоохранения (по решению Заказчика). В ходе исполнения проекта информационный сайт должен администрироваться Исполнителем.

Экспертный совет

Малышева Е.И.
Малышева Е.И.вице-губернатор Кемеровской области
Хабриев Р.У.
Хабриев Р.У.научный руководитель Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко
Зудин А.Б.
Зудин А.Б.директор Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко
Александрова О.Ю.
Александрова О.Ю.заместитель директора по научной и образовательной работе НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко
Брежнева Ю.Ю.и.о.заместителя начальника департамента
Токарева Л.И.главный областной специалист по терапии
Образцова Е.А.начальник отдела охраны здоровья взрослого населения департамента охраны здоровья населения Кемеровской области
Линдендбратен А.Л.руководитель научного направления Национального НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко
Лячина Н.В.главный областной специалист педиатр
Саранчина С.В.главный областной специалист фтизиатр
Сизинцев А.В.главный областной специалист онколог
Попонникова Т.В.ректор ФФГОУ ДПО «РМФНПО» Минздрава России
Макаров С.А.главный областной специалист кардиолог
Черкасов С.Н.заведующий отделом исследований общественного здоровья Национального НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко
Березин Д.Н.заместитель директора ГАУЗ КО «КОМИАЦ»
Кених Н.Е.заместитель директора ГАУЗ КО «КОМИАЦ»

Контакты

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
(ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»)

105064, Москва, ул. Воронцово поле, д.12, строение 1

Тел. +7 (495) 917-90-41, e-mail: info@nriph.ru.

Тел. +7 (495) 917-48-86, e-mail: institute@nriph.ru

Факс (495) 916-03-98.


Image

Знаменательные и юбилейные даты истории медицины

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Контакты

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
(ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»)

105064, Москва, ул. Воронцово поле, д.12, строение 1

Тел. +7 (495) 917-90-41, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тел. +7 (495) 917-48-86, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Факс (495) 916-03-98

 

Расположение

105064, Москва, ул. Воронцово поле, д.12, строение 1

Контакты

Телефон:  +7 (495) 917-90-41,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
Телефон:  +7 (495) 917-48-86,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
Факс: +7 (495) 916-03-98